Протесты против строительства храма в екатеринбургском сквере стали выгодным прецедентом для оппозиции. Либералы преподносят решение об отмене строительства как свою собственную победу и призывают использовать этот бесценный опыт в ближайшем будущем для давления на власть. Как раз сейчас, в преддверии сентябрьских выборов, самое время показать, на что способны оппозиционеры в раздувании народного негодования, тем более что местечковое головотяпство чиновников это позволяет.
Либералы стремятся оседлать парковые протесты, пока не стихли споры в Екатеринбурге. И перенести этот опыт на другие регионы, где запланировано строительство в зеленых зонах. При этом упор делается именно на противостоянии церкви, ведь тут заложен высокий конфликтный потенциал на фоне искусно подогреваемых антиклерикальных настроений.
Петербургский блицкриг
Не секрет, что в качестве одной из «горячих точек» грядущих выборов оппозиция выбрала Санкт-Петербург. Тем более что здесь уже подготовлена благодатная почва: градозащитные протесты в Северной столице давно прибрали к рукам прозападные либералы. Оно и понятно: город, построенный по европейским архитектурным канонам, -самая удобная площадка для спекуляций на теме европейских «демократических ценностей». Именно в Петербурге разношерстная публика, связанная с Ходорковским, проводит наиболее яростную предвыборную кампанию, пользуясь проверенными методами. Один из них – акции якобы в защиту зеленых зон города на Неве.
Сейчас на повестке дня Южно-Приморский парк и парк на Смоленке.
Борьба с попытками строительства или просто благоустройства в петербургских парках — явление далеко не новое. Жители отстаивали парк Интернационалистов, Малиновку, Муринский парк и даже крошечный молодой сквер на Канонерском острове — там тоже хотели возвести храмовый комплекс. Но на фоне разгоревшейся в Екатеринбурге драмы, где противники и защитники собора в сквере едва не сошлись врукопашную, а проблема дошла до президента, протест в Южно-Приморском парке кажется попыткой разыграть чужой сценарий – екатеринбургский.
Либералы явно лепят себе новый бренд, поднимая на щит защиту парков и скверов. Они открыто призывают к народному бунту через массовые акции протеста. В призывах оппозиции звучит неприкрытый лейтмотив несанкционированных митингов без ограничений сроков и методов по принципу «чем сильнее будет сигнал, тем быстрее власти пойдут на поводу у протестующих», а значит, де-факто запреты снимаются. «Только тогда, когда сопротивление — в том числе уличные акции — становится массовым, упорным и последовательным, власть отступает», - вещает со страниц «Новой газеты» вечный «несогласный» депутат Борис Вишневский.
«Мы пахали»
Именно этим крылатым выражением из басни Ивана Дмитриева проще всего объяснить отношение оппозиционеров к ситуации в Екатеринбурге, где с 13 по 16 мая горожане протестовали против строительства церкви святой Екатерины в сквере у Театра драмы. Последней каплей стал забор, которым обнесли будущую стройплощадку. В ту же ночь в результате противостояния со сторонниками церкви и полицией протестующие скинули металлическую сетку в реку. Бездействие региональных чиновников привело к тому, что протест обрел уличный формат. Тут же в ход пошли «цветные технологии» - активисты приковывали себя к деревьям наручниками, прыгали с речевками вроде «Кто не скачет – тот за храм», расписывали окрестности красной краской «под цвет крови», ругались матом и так далее. К акции попытался примазаться Навальный - сбор людей для флешмоба велся с его ресурсов.
Протесты прекратились только после вмешательства президента, который призвал местные власти провести опрос и вынести решение в пользу большинства. В настоящее время решается вопрос об общегородском референдуме. По итогам заявок жителей отобрано 48 мест для возведения храма.
Естественно, оппозиция приписала разрешение екатеринбургского конфликта к короткому списку своих немногочисленных побед. Хотя достичь компромисса удалось вовсе не потому, что «власть испугалась». Случилось лишь то, что должно было случиться в нормальном правовом государстве: СМИ осветили ситуацию, общественники из ОНФ донесли проблему до главы государства, он предложил решение, а чиновники, пусть и с опозданием, исправили собственные ошибки. Даже опрос ВЦИОМ показал, что горожане не против храма в принципе – они лишь хотят, чтобы его построили в другом месте, а то в центре города почти не осталось зеленых зон. Но это не помешало разномастным либералам броситься пожинать чужие лавры. Жнецы слетелись даже «из-за бугра»: беглый олигарх Михаил Ходорковский, возомнивший себя «новым Герценом», принялся строить далеко идущие планы.
«Это явная и ощутимая победа гражданского общества. Победа, каких давно у нас уже не было, - проповедует он из Лондона. - Очень важно эту победу им не упустить, а наоборот, развить».
Защитим болото
Как говорится, куй железо, пока горячо. Видимо, этим принципом руководствуются петербургские «градозащитники», пытающиеся «развить победу» в Южно-Приморском парке. Еще в 2006 году заброшенный участок на его окраине был передан церкви. Четыре года спустя здесь появился деревянный храм Иоанна Милостивого, в 2015-м он оделся в камень. В будущем на участке планируется построить Покровский храм на 1000 прихожан, дом причта и двухэтажный Дом милосердия, где разместится богадельня для престарелых жителей, молодёжный центр, детские и взрослые воскресные школы, детские кружки и библиотека.
Строительство разбито на четыре этапа, однако его сроки пока не оглашаются – дело в том, что смета проекта составляет порядка пяти миллиардов рублей – у общины таких денег пока нет. До июня 2021 года приход лишь организует еще один подъезд к церкви, разровняет газон, поставит скамейки, детскую площадку и в санитарных целях вырубит заросшую кустарником территорию, разобьет клумбы.
Однако протестующие негодуют уже сейчас. Почему? Потому, что на время благоустройства участок площадью 170 соток обнесли забором. Первый митинг состоялся 20 мая, но прошел незамеченным. Вторая попытка была предпринята неделю спустя, уже по всем правилам с анонсами в либеральных СМИ, флагами, транспарантами, сценой, микрофонами и динамиками. Правда, акция все равно собрала не больше 200 человек.
Возможно, большинство местных жителей прекрасно понимают, что «защитники парка» откровенно лукавят. Ведь небольшой огороженный кусок представляет собой запущенное болото, поросшее бурьяном, которое давно пора осушить и хоть как-то облагородить. Чем, собственно, и намерен заняться приход.
Однако активисты то ли намеренно подменяют понятия, то ли не видят разницы между уничтожением зеленых насаждений и, условно говоря, окучиванием и прополкой. Кроме того, как справедливо замечают горожане, в Южно-Приморском парке есть куда более проблемные точки, чем православное подворье, которое еще даже не начали строить.
Однако организаторов акции не волнуют ни свалки мусора, ни бесконечные «шашлычники», ни смердящие кафе с громкой музыкой, ни стихийные парковки, ни даже выстроенная неподалеку сауна.
Впрочем, удивляться тут нечему. Один из устроителей протестного действа, лидер движения «Красивый Петербург» Красимир Врански много лет пиарился на теме благоустройства и градозашиты, а теперь решил податься в губернаторы. И задумал разыграть екатеринбургскую карту, чтобы по-быстрому набрать политические очки. Сейчас они ему нужны, как никогда, ведь к его деятельности в городе давно относятся весьма скептически.
Врански утверждает, что стройка якобы уничтожит лужайки и лишит жителей отдыха в парке, однако это не так. Во-первых, стройки как таковой пока вообще нет, а во-вторых, ухоженная часть парка в плане вообще не задействована. Казалось бы, куда целесообразнее направить усилия на решение насущных проблем с теми же кафе, парковками и мусором, но нет – когда на горизонте маячит храмоборчество, подобные деятели забывают обо всем на свете.
Как отмечает телеграм-канал «Акитилоп», Врански просто пытается сделать себе имя на благодатной почве: «Красимир не из тех, кто отступает. Нет повестки - придумаем. И вот уже согласованные с властями работы по реконструкции зоны зелёных насаждений превращаются в незаконное строительство храма на месте парка. Очень удобно, Красимир. Только вот люди, которых вы обманом заставляете выходить на улицу и стоять с плакатами, могут удивиться, когда их задержат и расскажут суть акционизма. Хотя, конечно, чёрный пиар людей не считает».
У организаторов антицерковной кампании нет времени на решение проблем благоустройства парка, зато есть время на агитацию. Активистов Южно-Приморского парка уже пытаются завербовать в агитаторы на сентябрьских выборах - в интересах оппозиции, разумеется:
План по крестоповалу
Конечно, оппозиционеры не забывают и о других зеленых зонах. Скажем, на несогласованной акции в защиту парка на Смоленке, где планировали построить инвест-отель, отметились и Красимир Врански, и Борис Вишневский, и «Объединенные демократы» Ходорковского. Но этот парк привлекает куда меньше внимания либералов. Отчасти потому, что в марте врио губернатора Александр Беглов подписал документ, который защищает данную территорию от строительства. Но главное – там никогда не собирались возводить храм.
Акцент в освещении парковых протестов делается именно на религиозную тематику. Этого не скрывает и сам обер-идеолог оппозиции Михаил Ходорковский, причем не стесняется
Тем временем принадлежащие олигарху масс-медиа шельмуют РПЦ. Весьма вероятно, что Ходорковский реализует методички британского института Chatham House. Королевский институт международных отношений, с которым беглый олигарх плотно сотрудничает, не скрывает, что одним из направлений его работы является сдерживание России. В конце прошлого года Chatham House подготовил очередной доклад о борьбе с Россией, где делает ставку на подрыв традиционных религий в странах постсоветского пространства: в Молдове (причем осторожно и изнутри), Беларуси и на Украине.
Последняя надежда
Тут работает принцип любого суеверия. Студенты перед экзаменами подзывают «халяву» в форточку. Хоккеисты не бреются во время плей-офф. А либералы поверили в то, что именно протесты против церквей принесут им успех. Неудивительно, что оппозиционеры вдруг повылезали, как грибы после дождя. Ходорковкий аж воспрял духом: «Понятно, что демонстрация в 10 тысяч, 50 тысяч или даже в 100 тысяч с лозунгом «Путин уходи!» не приведет к немедленному успеху. Но остановить строительство, закрыть свалку, убрать вредное производство – нам вполне по силам». И даже написал методичку по раскачиванию режима, призывая «пожертвовать чем-то существенным» и «выходить за флажки»:
А петербургские либералы вновь почуяли запах власти и бегают по митингам в защиту того и против строительства сего. Впрочем, что им еще остается? Рейтинг городской оппозиции традиционно низок, поэтому она ищет повод для самопиара перед выборами. Желания решать реальные проблемы и готовности к конструктивному диалогу у них как не было, так и нет — об этом свидетельствуют многочисленные провокации во время Первомая.
Их задача — создать картинку протестов для Запада, от которого они получают деньги. Вот и возможное строительство храма в Южно-Приморском парке оппозиционеры используют для дестабилизации ситуации. По аналогии с событиями в Екатеринбурге с помощью провокаций они хотят максимально накалить ситуацию и довести до стычек с полицией, а потом отчитаться перед западными спонсорами эффектными кадрами «винтилова», заодно рассчитывая использовать острую тему для повышения рейтинга на предстоящих выборах.